Поиск продукции

Поиск продукции

Our Product Finder tool allows you to find the perfect product for your requirements.

Испытание на короткое замыкание

Компания CMP Products провела свыше 300 испытаний в условиях коротких замыкания в соответствии со стандартом IEC 61914:2009, регулирующим использование кабельных скоб в электрооборудовании. Эти испытания проводились с учетом различных факторов, таких как различные максимальные КЗ, интервалы установки кабельных скоб, а также типы кабелей, что позволило с точностью подтвердить способность кабельных скоб выдерживать воздействие различных электромеханических сил в соответствии со стандартом IEC 61914. Компания CMP Products располагает техническими ресурсами, возможностями и инструментами, позволяющими сотрудничать со своими клиентами и поставлять специфические решения, отвечающие требованиям к эксплуатации в стандартных или нестандартных условиях. Компания CMP Products также имеет возможность проводить физические испытания в условиях короткого замыкания с использованием любых кабельных скоб и с учетом проектных условий, например: определенные типы и размеры кабелей, разные параметры и конфигурации тока короткого замыкания, кабельной скобы, расстояния между центрами крепежных отверстий и интервалов установки кабельных скоб.

Испытание на способность выдерживать электромеханические нагрузки согласно стандарту IEC 61914:2009

Испытание на короткое замыкание проводится с учетом заявленных изготовителем или ответственным поставщиком пиковых значений тока короткого замыкания (ip), а также исходных симметричных среднеквадратичных значений тока короткого замыкания (I»k). При наличии в линейке нескольких моделей кабельных скоб определяются один или несколько классов (см. раздел 5.1). Для каждого класса проводятся испытания с кабелями, которые имеют наиболее подверженные воздействию посторонних сил размеры.

Испытания проводятся при температуре окружающей среды с учетом того, что она аналогична температуре, при которой планируется непрерывная эксплуатация изделия. Используется небронированный одножильный кабель с напряжением 600/1000 В с многожильным медным проводником. Сборка испытательного устройства осуществляется с использованием подобранных кабелей и кабельных скоб, которые подлежат испытанию. Данные обо всем используемом оборудовании и кабелях полностью документируется. После этого проводится испытание заявленной компоновки с учетом заявленного значения короткого замыкания. На изображениях ниже представлены стандартные примеры испытательных устройств.

Стандартная компоновка стенда для испытания сопротивления электромеханическим силам в условиях короткого замыкания:

В целях испытания расположение кабелей может быть аналогично схеме на рис. 1 и рис. 2, или иметь любую другую конфигурацию, заявленную изготовителем или ответственным поставщиком.

Один конец испытуемой конструкции подключен к трехфазному источнику питания, а другой — шине короткого замыкания всеми тремя фазами. Кабель крепится минимум в 5 точках, расположенных на одинаковом расстоянии по всей кабельной линии. В случае использования промежуточных фиксаторов должны быть установлены минимум 4 кабельные скобы и минимум 3 промежуточных фиксатора. Кабельные скобы и промежуточные фиксаторы (если используются) должны находиться на одинаковом расстоянии друг от друга. Кабельные скобы крепятся на опорную поверхность, заявленную изготовителем (например, кабельная лестница), которая должна быть подобрана с учетом возникающих в процессе испытания электромеханических сил.

Следует тщательно рассчитать площадь поперечного сечения кабеля, поскольку она должна соответствовать силе и длительности воздействия испытательного тока.

Необходимо зафиксировать каталожные ссылки изготовителя или ответственного поставщика кабельных скоб и промежуточных фиксаторов (если используются), данные сборочной конструкции, определяющие интервалы установки скоб и промежуточных фиксаторов, а также наружные диаметры кабелей, используемых для испытания.

Испытуемая конструкция будет подвержена трехфазному короткому замыканию длительностью не менее 0,1 с. Помимо самого процесса испытания, будут зафиксированы и прочие значимые данные.

Раздел 9.5.2 посвящен кабельным скобам и промежуточным фиксаторам, описанным в разделе 6.4.3

(6.4.3 Устойчивость к воздействию электромеханических сил, способность выдерживать одно короткое замыкание)

Кабельные скобы и промежуточные фиксаторы, описанные в разделе 6.4.3, должны соответствовать следующим требованиям:

  • недопустимо наличие дефектов, которые могут повлиять на предусмотренную способность удерживать кабели на месте;
  • кабельные скобы и промежуточные фиксаторы (если используются) должны быть исправными, все компоненты должны быть на месте (допускается небольшая деформация):
  • недопустимо наличие срезов или видимых повреждений внешней оболочки кабеля, вызванных кабельными скобами или промежуточными фиксаторами (если используются).

Раздел 9.5.3 посвящен кабельным скобам и промежуточным фиксаторам, описанным в разделе 6.4.4

(6.4.4 Устойчивость к воздействию электромеханических сил, способность выдерживать более одного короткого замыкания)

Кабельные скобы и промежуточные фиксаторы, описанные в разделе 6.4.4, должны соответствовать требованиям, описанным в разделе 9.5.2. После воздействия второго короткого замыкания необходимо провести испытание на электрическую прочность, подав постоянный ток с минимальным напряжением 2,8 кВ в течение 60+5 –0 секунд согласно требованиям стандарта IEC 60060-1:1989, «Методы испытаний высоким напряжением — Часть 1: Основные понятия и требования к испытанию», 13.1, «Требования к испытательному напряжению», а также 14.1, «Испытания на электрическую прочность». Испытание на электрическую прочность должно проводиться между кабельными жилами и опорной рамой. Опорная рама должна быть приклеена к системе заземления. Если кабели оснащены экранами или защитными приспособлениями, экраны или защитные приспособления необходимо склеить вместе, а также приклеить к опорной раме. Если кабели не оснащены экранами или защитными приспособлениями, рубашки или оболочки кабелей, а также опорные рамы необходимо предварительно увлажнить достаточным количеством воды, чтобы облегчить протекание тока вдоль наружных рубашек и оболочек. Рубашки и оболочки кабеля, а также опорные рамы должны предварительно увлажняться в течение 2+1 –0 минут перед испытанием. Следует использовать воду, удельное сопротивление которой составляет 100+15 –15 Ом•м. Замер удельного сопротивления необходимо измерять непосредственно перед началом испытания.

Кабели должны соответствовать требованиям испытания на электрическую прочность. На изоляции не должно быть повреждений.

Расчет сил, возникающих и действующих под воздействием тока короткого замыкания (IEC 61914:2009)

Характеристики тока, подающегося в процессе короткого замыкания, зависят от различных факторов, среди которых электрическая сепарация от генератора. На изображении ниже представлено соотношение показателей тока и времени, характерное для короткого замыкания на расстоянии от генератора. В данном случае показатель переменного тока обладает постоянной амплитудой (I»k = I k) и накладывается на затухающий показатель постоянного тока, id.c. Исходное значение A падает до нуля.

Ток короткого замыкания на расстоянии от генератора, с постоянным показателем переменного тока

 

Характеристики испытательного тока

В характеристики токов короткого замыкания должны быть включены временная зависимость тока по месту короткого замыкания с момента начала короткого замыкания и до его окончания. В большинстве практических случаев это не требуется. Обычно достаточно знать пиковое значение тока ip, исходное среднеквадратичное симметричное значение тока I»k, а также значение установившегося тока I k.

Чтобы рассчитать силу тока для испытания на короткое замыкание, требуются следующие данные:

  • пиковое значение тока ip;
  • исходное симметричное среднеквадратичное значение тока короткого замыкания I»k;
  • длительность короткого замыкания t.

Расчет механических сил, возникающих между проводниками

Электромагнитная сила, воздействующая на проводник, определяется силой тока проводника и магнитным полем соседних проводников. В кабельных системах расстояния между проводниками обычно небольшие, следовательно, силы могут быть значительными.

В данном случае используются два параллельных проводника, при этом значение электромагнитной силы может быть получено из уравнения B1:

F(t) = B(t) · i(t) · l

  • l является длиной;
  • F(t) является мгновенным значением силы, действующей на проводник;
  • B(t) является мгновенным значением магнитного поля соседнего проводника;
  • (t) является мгновенным значением тока соседнего проводника;

Если не учесть показатель постоянного тока короткого замыкания, мгновенное значение силы будет иметь синусоидальные колебания с частотой, превышающей в два раза частоту токов (уравнение B.1). Показатель постоянного тока обеспечивает для затухающего показателя силы частоту, равную частоте системы.

Два параллельных проводника

 

При двух параллельных проводниках, изображенных на рис. выше, магнитное поле тока i1 в месте расположения другого проводника равно:

B = μ0 · H = μ0 · i1 / 2 ·π · S (B.2)
где μo = 4·π·10–7 (H/m)

а механическая сила равна:

F = i2 × B = i2 ·μ0 · i1 / 2·π · S (B.3)

данное уравнение обычно записывается следующим образом:

Fs = 0.2 · i1 · i2 / S (B.4)

В данном уравнении значение силы указано в N/m (Н/м), тока i — в кА, и расстояния S — в метрах. Для решения уравнения B.4 значение S >> d, при этом достигается допустимая точность в случае равномерного (или симметричного) распределения тока по проводникам.

Векторное уравнение B.3 подтверждает то, что два параллельных проводника отталкиваются, если расхождение фазового угла между двумя силами тока составляет 180°, а сила направлена к другому проводнику, к токам, которые имеют такой же фазовый угол.

В трехфазной системе магнитное поле уравнения B.2 является мгновенным значением вектора от двух других фаз.

При трехфазном коротком замыкании, когда проводники расположены в одной плоскости, силы, воздействующие на два внешних проводника, всегда направлены за пределы центрального проводника. Сила, воздействующая на центральный проводник, является осциллирующей. Максимальный показатель силы наружных проводников плоской формы может быть рассчитан следующим образом:

Fƒo = 0,16 ip2 / S (B.5)

Максимальный показатель силы средних проводников плоской формы может быть рассчитан следующим образом:

Fƒm = 0,17 ip2 / S (B.6)

При трехфазном коротком замыкании в системе с трехлистной компоновкой кабелей максимальное значение силы, воздействующей на проводник, рассчитывается следующим образом:

Ft = 0,17 ip2 / S (B.7)

где:

Fs — максимальное значение силы, воздействующей на проводник кабеля плоской формы при однофазном коротком замыкании [N/m];

Ffo — максимальное значение силы, воздействующей на внешний проводник кабеля плоской формы при трехфазном коротком замыкании [N/m];

Ffm— максимальное значение силы, воздействующей на центральный проводник кабеля плоской формы при трехфазном коротком замыкании [N/m];

Ft — максимальное значение силы, воздействующей на проводник трехлепесткового кабеля при однофазном коротком замыкании [N/m];

ip — пиковое значение тока короткого замыкания [kA];

d — наружный диаметр проводника [m];

S — расстояние от центра одного проводника до центра другого [m].

Newsletter

Sign up to our newsletter

Product Finder

Product Finder

Our Product Finder tool allows you to find the perfect product for your requirements.

Short Circuit Testing

CMP Products has carried out over 300 short circuit tests in accordance with the IEC 61914:2009 standard ‘cable cleats for electrical installations’. These tests include various peak faults, cable cleat spacing intervals, and cable formations to conclusively prove the cable cleats’ ability to withstand and resist a range of electromechanical forces according to IEC 61914. CMP Products has the technical resources, capabilities and capacity to engage with its clients and deliver bespoke solutions to suit new or unusual situations. The company is able to conduct physical short circuit tests on any of its cable cleats for project specific applications including: specific cable size / type, fault current, cable cleat, and fixing centre / spacing interval configurations

Test for resistance to electromechanical force according to IEC 61914:2009

A short circuit test is carried out as follows, using the manufacturer’s or responsible vendor’s declared values of peak short circuit current (ip) and initial r.m.s. symmetrical short circuit current (I”k ). Where there are a number of cable cleats in the range, one or more classes are defined (see 5.1). This test is performed on the most critical size in each class.

The test is carried out at ambient temperature, considered to be the defined temperature for permanent application, using unarmoured single core 600 V / 1,000 V cable with stranded copper conductor. A test rig is assembled using the selected cables and cable cleats, being the equipment under test, with the equipment and cables used being fully documented. The test is then carried out on the declared arrangement at the declared short circuit level. Typical test rig layouts are shown in the illustrations below

Typical layout for testing for the resistance to electromechanical forces during short circuit:

For the purpose of testing, the arrangement of the cables may be as shown in Figure 1, Figure 2 or any other configuration as declared by the manufacturer or responsible vendor.

One end of the test set-up is connected to a three phase supply and the other end to a short circuiting busbar, with all three phases connected. The cable is restrained at a minimum of 5 positions along the length of the cable run. Where intermediate restraints are used, at least 4 cable cleats and at least 3 intermediate restraints shall be used. Cable cleats and intermediate restraints, where used, shall be equally spaced. The cable cleats are fixed to a mounting surface defined by the manufacturer (e.g. cable ladder) which shall be suitably selected taking into account the electromechanical forces likely to occur during the test.

Care is taken to ensure that the cross-sectional area of the cable is adequate for the magnitude and duration of the test current.

The manufacturer’s or responsible vendor’s catalogue references of the cable cleats and intermediate restraint (where used), the assembly details showing the spacing intervals and the external cable diameter used in the test shall be recorded.

The test set-up is subjected to a three phase short circuit for a duration of not less than 0.1 s. The duration of the test is recorded along with any other relevant data.

9.5.2 for cable cleats and intermediate restraints classified in 6.4.3

(6.4.3 Resistant to electromechanical forces, withstanding one short circuit)

Cable cleats and intermediate restraints classified under 6.4.3 shall comply with the following requirements:

  • there shall be no failure that will affect the intended function of holding the cables in place;
  • the cable cleats and the intermediate restraints, if used, shall be intact with no missing parts (minor deformation is acceptable):
  • there shall be no cuts or damage visible to normal or corrected vision to the outer sheath of the cable caused by the cable cleats or by the intermediate restraints, if used.

9.5.3 for cable cleats and intermediate restraints classified in 6.4.4

(6.4.4 Resistant to electromechanical forces, withstanding more than one short circuit)

Cable cleats and intermediate restraints classified under 6.4.4 shall comply with 9.5.2. After a second short circuit application, a voltage withstand test is performed by applying a minimum test voltage of 2.8 kV d.c. for a period of (60+5 –0 ) seconds according to the provisions of IEC 60060-1:1989, ‘Highvoltage test techniques – Part 1: General definitions and test requirements’, 13.1, ‘Requirements for the test voltage’, and 14.1, ‘Withstand voltage tests’. The voltage withstand test shall be administered between the cable cores and the mounting frame. The mounting frame shall be bonded to the earthing system. Where the cables incorporate screening or shielding, the screens and shields shall be bonded together and also bonded to the mounting frame. Where the cables do not incorporate screening or shielding, the cable jackets or sheaths and mounting frames shall be prewetted with sufficient water to facilitate a current leakage path along the outer jackets or sheaths. The cable jackets or sheaths and mounting frames shall be pre-wetted for (2+1 –0 ) minutes before the test begins using water with a resistivity of (100+15 –15 )Ω.m, which shall be measured immediately before starting the test.

The cables shall meet the requirements of the voltage withstand test without failure of the insulation.

Calculation of forces caused by short circuit currents (IEC 61914:2009)

The characteristics of the current during a short circuit depend on a number of factors, including the electrical separation from the generator. The figure below shows a current vs. time characteristic typical of a far-from-generator short circuit. The a.c. component in this case has a constant amplitude (I”k = I k ) and is superimposed on a decaying d.c. component, id.c. This falls from an initial value, A, to zero.

Short circuit current of a far-from-generator short circuit with constant a.c. component

 

 

Specification of the test current

A complete specification of short circuit currents should give the currents as a function of time at the short circuit location from the initiation of the short circuit up to its end. In most practical cases, this is not necessary. It is usually sufficient to know the peak current, ip, and the values of the initial r.m.s. symmetrical, I”k , and steady state, I k , currents.

In order to specify the current used in a short circuit test the following are quoted:

  • the peak current, ip;
  • the initial r.m.s. symmetrical short circuit current, I”k ;
  • the short circuit duration, t

Calculation of the mechanical forces between conductors

The electromagnetic force acting on a conductor is determined by the current in the conductor and the magnetic field from the neighbouring conductors. In cable installations, the distances between the conductors are normally small and hence the forces may be considerable.

In the case of two parallel conductors, the electromagnetic force on a conductor can be derived from Equation B1:

F(t) = B(t) · i(t) · l

  • l is the length;
  • F(t) is the momentary electromagnetic force on a conductor;
  • B(t) is the momentary magnetic field from the neighbouring conductor;
  • i(t) is the momentary current in the neighbouring conductor

If the d.c. component of the short circuit current is disregarded, the momentary force has a sinusoidal variation with a frequency twice the frequency of the currents (Equation B.1). The d.c. component gives a decaying force-component with a frequency the same as the system frequency

Two parallel conductors

 

For the two parallel conductors in figure above, the magnetic field from current i1, at the location of the other conductor is:

B = μ0 · H = μ0 · i1 / 2 ·π · S (B.2)
where μo = 4·π·10–7 (H/m)

and the mechanical force is:

F = i2 × B = i2 ·μ0 · i1 / 2·π · S (B.3)

This equation is usually written as:

Fs = 0.2 · i1 · i2 / S (B.4)

In this equation, the force is given in N/m, i in kA and S in metres. The evaluation of Equation B.4 requires S >> d but gives an acceptable accuracy when the current distribution is uniform (or symmetrical) within the conductors

The vector Equation B.3 confirms that two parallel conductors are repelled if the two currents have a difference in phase angle of 180° and that the force is directed towards the other conductor for currents that have the same phase angle.

In a three phase system, the magnetic field in Equation B.2 is the resulting momentary vector value from the other two phases.

For a three phase short circuit with the conductors in flat configuration, the forces on the two outer conductors are always directed outwards from the central conductor. The force on the central conductor is oscillating. The maximum force on the outer conductors in flat formation can be calculated by:

Fƒo = 0.16 ip2 / S (B.5)

The maximum force on the middle conductor in flat formation can be calculated by:

Fƒm = 0.17 ip2 / S (B.6)

For a three phase short circuit with the cables in a trefoil configuration the maximum force on the conductor is:

Ft = 0.17 ip2 / S (B.7)

where:

Fs is the maximum force on the cable conductor in flat formation for a single phase short circuit [N/m];

Ffo is the maximum force on the outer cable conductors in flat formation for a three phase short circuit [N/m];

Ffm is the maximum force on the centre cable conductor in flat formation for a three phase short circuit [N/m];

Ft is the maximum force on the cable conductor in a trefoil configuration for a three phase short circuit [N/m];

ip is the peak short circuit current [kA];

d is the external diameter of the conductor [m];

S is the centre to centre distance between two neighbouring conductors [m].

Newsletter

Sign up to our newsletter